Под защитой прав налогоплательщиков понимаются конкретные действия участников налоговых правоотношений и их представителей, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.
Имеется два вида защиты прав налогоплательщиков: административный и судебный.
Налогоплательщик имеет право обжаловать:
- ненормативные акты налоговых органов;
- действия должностных лиц налоговых органов;
- бездействия должностных лиц налоговых органов.
Административная защита прав налогоплательщиков осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействия его должностного лица письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Данная жалоба подается в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Если установленный срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или его должностным лицом.
Поданная жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (должностным лицом) в месячный срок со дня получения ее заочно.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (должностное лицо) принимает одно из решений:
- оставить жалобу без удовлетворения в случае ее необоснованности;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение;
- вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействия должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе должно быть принято в течение месяца. О принятом решении лицу сообщается в течение трех дней в письменной форме со дня его принятия.
Смотрите также:
Судебное обжалование актов налоговых органов
Порядок и сроки уплаты НДС
Налоги на доходы физических лиц
Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц
Налоговые вычеты НДФЛ