Ликвидация в связи с банкротством
Когда создается новая компания, то не предполагается, что ее необходимо будет когда-то закрывать, что оно может перестать приносить прибыль. Даже когда становится более очевидным, все равно учредители пытаются что-то предпринять. Но наступает такой момент когда ликвидация фирмы становится необходимой.
Ликвидация фирм – более сложная процедура, нежели открытие, но избежать ее невозможно. Изменение коньюктуры рынка, экономические проблемы, истечение срока действия лицензий, решение суда. Либо личная инициатива – причина не важна, важно чтобы ликвидация была выполнена в соответствие с нормами законодательства и в сжатые сроки.
Бизнес Консалтинг предлагает несколько путей закрытия бизнеса:
- Ликвидация компании по причине банкротства фирм является длительной и сложной процедурой. Сроки завершения могут составлять от полугода до года, но такой путь является самым верным и эффективным, особенно если фирма с долгами.
- Ликвидация посредством смены учредителей или руководящего состава самый простой и доступный путь. Это подходит только тем компаниям, у которых нет задолженностей. Фактически компания продолжает осуществлять хозяйственную деятельность, но под новым руководителем с момента вступления в силу нового договора.
- Ликвидация путем реорганизации – альтернативный способ закрытия бизнеса. Чаще происходит путем слияния с компанией, находящейся в другом регионе. Занимает данная процедура около двух месяцев и подходит компаниям, как с долгами, так и без них.
- Ликвидация путем оформления процедуры банкротства – сложная и ответственная процедура. Рассмотрение дела в арбитражном суде, полная налоговая проверка, погашение финансовых обязательств, распродажа активов – все это может растянуться ни на один год. В случае выявления мошенничества, компании грозит уголовная ответственность.
Документы, которые необходимы для официальной ликвидации фирмы:
- копии паспортов всех учредителей и генерального директора
- копии учредительных документов
- протокол или решение о создании фирмы
- выписка из ЕГРЮЛ
- печать организации
- последний бух. баланс
- банковские реквизиты компании
Ликвидация фирмы проходит довольно сложно и в большое количество этапов, но чтобы в дальнейшем избежать проблем, их необходимо пройти все. Для такой процедуры рекомендуется обратиться в компанию, которая имеет опыт и знания в такой сфере, как ликвидация компании.
Принятие решения о ликвидации
Данное решение принимается органом, который уполномочен учредительными документами. В ООО - это общество собрания участников, в АО - общество собрания акционеров, в некомерческих союзах - общее собрание членов. На этом собрании принимается решение о ликвидации компании, назначение ликвидационной комиссии, избрание председателя ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации.
Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации. Учредители, которые приняли решение о ликвидации должны в письменной форме сообщить в уполномоченный орган о начале ликвидации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Документы, кторые необходимо предоставить:
- Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 (Приложение N 8 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439)
- Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002 (Приложение N 9 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439)
- Протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации (решение единственного участника)
- Решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя.
- Доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности)
- Уведомление внебюджетных фондов о начале ликвидации. В течение трех дней со дня принятия решений о ликвидации организация обязана письменно сообщать в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования Российской Федерации.
- Уведомление кредиторов. На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о ликвидации в специализированный журнал - "Вестник государственной регистрации".
Деятельность ликвидационной комиссии
В течение установленного срока, ликвидационная комиссия должна произвести необходимый ряд работ:
- Инвентаризация имущества предприятия
- Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия
- Сбор сведений об участниках, которые имеют право на долю имущества предприятия, которое осталось после расчета с кредирторами
- Составление развернотого финасового состояния на момент ликвидации
- Увольнение персонала
- Установить все организации, в которых учредитель является юридическое лицо и вывести его из состава учредителей.
Если организация, в которой данное юр. лицо - единственны учредитель, то эту организацию так же необходимо ликвидировать.
Сверка расчетов по территориальным и федеральным платежам с внебюджетными фондами и налоговыми органами:
- Анализ дебиторской задолженности, мероприятия по ее взысканию
- Анализ кредиторской задолженности
- Порядок реализации имущества, которое принадлежит ликвидируемому предприятию
- Предварительный порядок расчета с кредиторами
- Порядок распределения денежных и иных средств между учредителями
- Подготовка документов для исключения предприятия из ЕГРЮЛ
- Взыскание дебиторской задолженности. Для того чтобы взыскать задолженность, компании необходимо направить письма с требованием выплатить долг или вернуть имущество. Если должник платить отказывается, то в таком случае необходимо обратиться в суд.
- Инвентаризация имущества. Она проводится так же как и обычная инвентаризация.
- Расчеты с работниками. В связи с ликвидацией компании работника необходимо предупредить персонально и под расписку за два месяца об увольнении. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть договор без предупреждения. В таком случае он обязан оплатить компенсацию - двухмесячный средний заработок.
- Уплата налогов в период ликвидации предприятия. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей. Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.
- Налоговая проверка. Данный этап самый долгий и зависит от боротов компании.
- Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса. После того, как комиссия расчиталась со всеми кредиторами , необходимо составить ликвидационный баланс, в котором содержится информация по активам, которые остались.
- Удовлетворение требований кредиторов.
- Составление и утверждение ликвидационного баланса.
- Расчеты с учредителями
- Закрытие счетов в банках. Для того, чтобы это сделать необходимо подписать заявление о закрытие, которое выдается самим банком.
- Государственная регистрация ликвидации юридического лица.
- Снятие с учета во внебюджетных фондах.
- Заключительные операции по ликвидации. После получения св-ва о прекращении деятельности необходимо будет уничтожить печать, а документы сдать в архив.